В семье произошло важное событие – малыш вырос и вот он уже первоклассник. Иногда родители не сразу могут предположить, какое же это испытание для ребенка – привыкнуть к новым обязанностям, дисциплине. Теперь главная задача для вас, дорогие мамы и папы – сделать всё, чтобы адаптация первоклассника к школе прошла успешно и «безболезненно» для детской психики!
Термин “адаптация” означает способность организма приспособиться к новым условиям. В начале учебного года у новоиспеченных первоклассников могут наблюдаться усталость, нарушение сна и аппетита, головные боли и боли в сердце. Чтобы не навредить еще не сформировавшейся личности, необходимо максимально смягчить период адаптации новоиспеченного школяра.
В зависимости от личностных качеств учащего, уровня его психологической, физиологической и интеллектуальной готовности этот процесс длится от 2 до шести месяцев.
Как происходит «вливание» в учебный процесс у детей с разными типами нервной системы?
Современные психологи выделяют три основных уровня адаптации первоклассников к школе:
1. Высокий (1 – 2 месяца). Ребенок:
- легко освоился в новом коллективе;
- нашел общий язык с одноклассниками;
- быстро и добросовестно выполняет поручение учителя;
- спокойно реагирует на новый режим дня;
- охотно идет в школу.
2. Средний (2 – 6 месяцев). Учащийся:
- внимательно выполняет требования учителя, но требуют контроля;
- иногда играет на уроках;
- не реагирует или болезненно реагируют на замечания;
- тяжело усваивает новый материал;
- хорошо относится к школе и большинству одноклассников.
3. Низкий (от 7 месяцев и более). Ребенок:
- не соблюдает дисциплину;
- находится в напряжении и подавленном состоянии;
- частично осваивает учебную программу;
- жалуется на самочувствие;
- пассивен в учебе и общении со сверстниками.
Ребенок, успешно прошедший период адаптации, всегда в прекрасном настроении, запросто находит общий язык со своими одноклассниками. Он хорошо отзывается об окружающих его людях, не нарушает дисциплину, быстро и легко может выполнить домашнее задание. Кроме того, такой ученик совершенно спокойно относится к замечаниям своего педагога.
Дезадаптация учащегося заключается в его постоянной усталости, отрицательных эмоциях. Такие дети тяжело засыпают и с трудом просыпаются. Зачастую ребенок, тяжело адаптирующийся к новым для него условиям, подвержен страхам.
В таких ситуациях главную помощь должны оказать ребенку родители. Но, зачастую, сами того зная, родители только усугубляют положение излишней нагрузкой, новыми обязанностями в семье, заставляют сразу же после окончания школьных занятий выполнять домашнее задание.
Как облегчить жизнь «первоклашке»?
Чем можно помочь первокласснику? Ответ на этот вопрос предельно прост. Для ускорения адаптации необходимо соблюдать следующие советы родителям школьников:
- уделять ему как можно больше внимания. Интересуйтесь успехами своего ребенка, внимательно слушайте его, при обсуждении проблем проявляйте искреннюю заботу и участие;
- поддерживайте школьника в трудностях. Тем самым вы поможете ему поверить в себя независимо от результатов учебы. Постарайтесь даже в негативных моментах найти плюсы;
- поощряйте первоклассника за малейшие успехи. Так вы дадите ему ощутить себя нужным обществу;
- стимулируйте двигательную активность ребенка. В этом вам помогут детские подвижные игры;
- обсуждайте с сыном/дочерью правила и нормы поведения в школе;
- соблюдайте распорядок дня.
И, главное, необходимо помнить, что детские проблемы намного серьезнее взрослых, так как от умения правильно их решить зависит уровень социального развития личности.
Удачи вам в эмоциональном сближении со своим ребенком и преодолении первых школьных трудностей!