Начало школы — это совершенно новая жизненная ситуация для маленьких семилетних детей. Однако для родителей это тоже большие перемены в жизни, к которым они зачастую менее подготовлены, чем дети.
Новая ситуация предполагает изменения социальных ролей, идентичностей, отношений и обстоятельств, причем не только для ребенка, но и для всей семьи.
Родители, обеспокоенные своим чадом, испытывают букет эмоций, в котором есть как радость, так и гордость, а также чувство печали. Взрослые понимают, что со школой начинается «серьезная жизнь» ребенка.
Психолог рекомендуют родителям
Лучше, чтобы все необходимое для школы было приобретено вовремя, а дорога в школу была известна, состоялась первая встреча с учителем и т. д., чтобы ребенок понимал, что его ждет. Ознакомление с новыми условиями до поступления в школу — важная часть подготовки.
- в период адаптации ребенка — по крайней мере, в течение первых двух-трех месяцев — спланировать дополнительное время, которое можно провести с ним по школьным вопросам. Ни при каких обстоятельствах нельзя допускать, чтобы все происходило само по себе, так можно упустить важный нюанс, который может лишить ребенка радости учебы, проблем с общением и т.д.. Ребенку приходится по очереди работать в двух социальных системах — дома и в школе, что требует пересмотра ритма дня, а также разделения труда между родителями. Атмосфера в семье становится более строгой — чаще обязанности определяют, что делать. Регулярность и точность становятся все более важными. Дети могут устать от школы, поэтому важно организовать целенаправленный отдых.
- не впадать в крайности, т.е. не делать все для ребенка и не отказывать ему в помощи, говоря, что он сейчас здорово все делает сам. Родители не должны становиться слугами или строгими контролерами, но дети должны чувствовать их поддержку. Самый оптимальный способ — делать что-то вместе.
- домашнее задание. Оно показывает влияние школы на семью. Чаще всего мамы участвуют в выполнении домашних заданий — организуют, присматривают и помогают. Уроки часто становится источником споров, которых следует избегать. Важно не путать школьные и семейные функции. Обычно домашнее задание адекватно способностям ребенка, поэтому важно, чтобы ребенок чувствовал настрой. Критика и перфекционизм — самые большие злодеи. Часто родители предъявляют более высокие требования, чем учитель. Домашнее задание открывает поле, в котором родители проявляют заботу и критику по отношению к своим детям. По сравнению с детским садом это новое занятие для ребенка. Оно демонстрирует прямую иерархию со стороны родителей — ребенок подчиняется родителям, в то же время он борется за свою независимость, поэтому связь между ребенком и родителями меняется. Дети хотят играть одни вне дома, ходить в школу одни, сами выбирать одежду, они протестуют против чрезмерной заботы и контроля со стороны родителей. Взрослым нелегко принять это.
- не менять кардинально все ежедневные ритуалы, например, если до сих пор было чтение книг по вечерам, нет необходимости прекращать это только потому, что наступило 1 сентября. Если придерживаться обычного распорядка, ребенок не почувствует, что вдруг весь мир перевернулся с ног на голову.
- поговорить с ребенком. Очень важно, чтобы с детьми советовались, выслушивали их, серьезно относились к тому, что они говорят, и не смеялись над их опытом. Но следует учитывать, что ребенок может не понимать, не задумываться о том, что ему следует сказать, поэтому лучше было задавать более конкретные вопросы.
- подготовка в детском саду и дома в целом была очень хорошей, но меньше внимания уделяется социальным, когнитивным навыкам и навыкам самоконтроля, и необходимо учитывать различия в развитии: девочки, как правило, усваивают навыки быстрее, мальчикам нужно немного дольше.
- если в семье происходят какие-либо особые события, такие как рождение брата или сестры, внезапная болезнь члена семьи, смена работы родителей или отъезд за границу, развод, это усложняет ситуацию и для детей, и для родителей. Взрослые должны уметь с этим справиться и уделять первокласснику особое внимание. В первый год дети также очень эмоционально реагируют на смену учителя или болезнь, во время которой их заменяют другие педагоги, на изменения в уроках. Но детям также необходимо научиться справляться с новыми проблемами и ситуациями без участия взрослых. Но родители должны участвовать в разрешении серьезных ситуаций.
- нельзя сравнивать ребенка с другими детьми
- основная задача школы — обучение. Там будет много других детей, много новых впечатлений. Их задачи и обязанности меняются. Эйфория быстро исчезнет, но чтобы поддерживать здоровое желание учиться и чувствовать себя комфортно в школе, процесс необходимо контролировать. Детям нужно учиться создавать свой собственный ритм и режим обучения и отдыха.
- отношения школьника с братьями и сестрами также меняются, если таковые имеются — младшим может быть продемонстрировано превосходство, а старшие братья и сестры больше не могут подчиняться, как раньше, что может привести к конфликтам. Ребенок может позавидовать и младшим, ведь у них еще свободный режим.
Существуют различные методы, которые помогают развить у ребенка навыки обучения в дошкольном возрасте, поощряют ответственность, внутреннюю мотивацию, независимость и настойчивость. Одна из них — педагогика Монтессори, которую можно применять к детям с одного года.