Из детского сада в школу — перемены для всей семьи

Статьи

Начало школы — это совершенно новая жизненная ситуация для маленьких семилетних детей. Однако для родителей это тоже большие перемены в жизни, к которым они зачастую менее подготовлены, чем дети.
Новая ситуация предполагает изменения социальных ролей, идентичностей, отношений и обстоятельств, причем не только для ребенка, но и для всей семьи.

Родители, обеспокоенные своим чадом, испытывают букет эмоций, в котором есть как радость, так и гордость, а также чувство печали. Взрослые понимают, что со школой начинается «серьезная жизнь» ребенка.

Из детского сада в школу - перемены для всей семьи

Психолог рекомендуют родителям

Лучше, чтобы все необходимое для школы было приобретено вовремя, а дорога в школу была известна, состоялась первая встреча с учителем и т. д., чтобы ребенок понимал, что его ждет. Ознакомление с новыми условиями до поступления в школу — важная часть подготовки.

  1. в период адаптации ребенка — по крайней мере, в течение первых двух-трех месяцев — спланировать дополнительное время, которое можно провести с ним по школьным вопросам. Ни при каких обстоятельствах нельзя допускать, чтобы все происходило само по себе, так можно упустить важный нюанс, который может лишить ребенка радости учебы, проблем с общением и т.д.. Ребенку приходится по очереди работать в двух социальных системах — дома и в школе, что требует пересмотра ритма дня, а также разделения труда между родителями. Атмосфера в семье становится более строгой — чаще обязанности определяют, что делать. Регулярность и точность становятся все более важными. Дети могут устать от школы, поэтому важно организовать целенаправленный отдых.
  2. не впадать в крайности, т.е. не делать все для ребенка и не отказывать ему в помощи, говоря, что он сейчас здорово все делает сам. Родители не должны становиться слугами или строгими контролерами, но дети должны чувствовать их поддержку. Самый оптимальный способ — делать что-то вместе.
  3. домашнее задание. Оно показывает влияние школы на семью. Чаще всего мамы участвуют в выполнении домашних заданий — организуют, присматривают и помогают. Уроки часто становится источником споров, которых следует избегать. Важно не путать школьные и семейные функции. Обычно домашнее задание адекватно способностям ребенка, поэтому важно, чтобы ребенок чувствовал настрой. Критика и перфекционизм — самые большие злодеи. Часто родители предъявляют более высокие требования, чем учитель. Домашнее задание открывает поле, в котором родители проявляют заботу и критику по отношению к своим детям. По сравнению с детским садом это новое занятие для ребенка. Оно демонстрирует прямую иерархию со стороны родителей — ребенок подчиняется родителям, в то же время он борется за свою независимость, поэтому связь между ребенком и родителями меняется. Дети хотят играть одни вне дома, ходить в школу одни, сами выбирать одежду, они протестуют против чрезмерной заботы и контроля со стороны родителей. Взрослым нелегко принять это.
  4. не менять кардинально все ежедневные ритуалы, например, если до сих пор было чтение книг по вечерам, нет необходимости прекращать это только потому, что наступило 1 сентября. Если придерживаться обычного распорядка, ребенок не почувствует, что вдруг весь мир перевернулся с ног на голову.
  5. поговорить с ребенком. Очень важно, чтобы с детьми советовались, выслушивали их, серьезно относились к тому, что они говорят, и не смеялись над их опытом. Но следует учитывать, что ребенок может не понимать, не задумываться о том, что ему следует сказать, поэтому лучше было задавать более конкретные вопросы.
  6. подготовка в детском саду и дома в целом была очень хорошей, но меньше внимания уделяется социальным, когнитивным навыкам и навыкам самоконтроля, и необходимо учитывать различия в развитии: девочки, как правило, усваивают навыки быстрее, мальчикам нужно немного дольше.
  7. если в семье происходят какие-либо особые события, такие как рождение брата или сестры, внезапная болезнь члена семьи, смена работы родителей или отъезд за границу, развод, это усложняет ситуацию и для детей, и для родителей. Взрослые должны уметь с этим справиться и уделять первокласснику особое внимание. В первый год дети также очень эмоционально реагируют на смену учителя или болезнь, во время которой их заменяют другие педагоги, на изменения в уроках. Но детям также необходимо научиться справляться с новыми проблемами и ситуациями без участия взрослых. Но родители должны участвовать в разрешении серьезных ситуаций.
  8. нельзя сравнивать ребенка с другими детьми
  9. основная задача школы — обучение. Там будет много других детей, много новых впечатлений. Их задачи и обязанности меняются. Эйфория быстро исчезнет, но чтобы поддерживать здоровое желание учиться и чувствовать себя комфортно в школе, процесс необходимо контролировать. Детям нужно учиться создавать свой собственный ритм и режим обучения и отдыха.
  10. отношения школьника с братьями и сестрами также меняются, если таковые имеются — младшим может быть продемонстрировано превосходство, а старшие братья и сестры больше не могут подчиняться, как раньше, что может привести к конфликтам. Ребенок может позавидовать и младшим, ведь у них еще свободный режим.
Из детского сада в школу - перемены для всей семьи

Существуют различные методы, которые помогают развить у ребенка навыки обучения в дошкольном возрасте, поощряют ответственность, внутреннюю мотивацию, независимость и настойчивость. Одна из них — педагогика Монтессори, которую можно применять к детям с одного года.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
ВПР Ответы