Еще недавно в семьях не задумывались о принципах грамотного воспитания ребенка и как это может повлиять на дальнейшую его жизнь. Но сейчас дела обстоят иначе. Любой современный родитель хотел бы вырастить здорового полноценного человека во всех пониманиях, так как большинство проблем взрослых людей вытекают из детства. Это доказано психологами со всего мира.
Но как найти общий язык с ребенком, не повредив его хрупкую психику и вырастить достойного члена общества?
В данном вопросе не стоит пренебрегать более глубокими знаниями азов детской психологии. За основу понимания процесса развития человека можно взять периодизацию психосоциального развития по Э. Эриксону. Она описывает восемь стадий развития и восемь кризисов, которые сопутствуют каждому возрастному этапу.
Из восьми этапов, последние три протекают уже во взрослом возрасте, поэтому рассматриваться не будут.
Периодизация психосоциального развития Э. Эриксона:
Первый год жизни (1 кризис)
«доверчивость или подозрительность ко всему»
На данном этапе ребенок является беспомощным и полностью зависит от своей матери. В случае, когда мамой удовлетворены все базовые потребности ребенка, у него развивается чувство доверия к окружающему миру. Если же мать рано отлучила ребенка от груди или не уделяет должного внимания, тогда ребенок будет с сомнением относиться ко всему, что его окружает.
Раннее детство 1 – 3 года (2 кризис)
«автономия или стыд и сомнение»
Данный кризис связан с приучением ребёнка к туалету. Если родители помогают ребенку, хвалят его, то в последующем он сам быстро научиться и будет самостоятельно контролировать этот процесс. В случае, когда родители пристыжают ребенка или излишне контролируют в этом деле, то у него разовьется стыд и сомнение, по отношению к себе и к тому, что он делает.
Соответствует второму детству 3 – 6 лет (3 кризис)
«инициативность или чувство вины»
В этот период происходит самоутверждение ребенка в собственных глазах. Он строит какие-то планы, задумывает и осуществляет задуманное. Тогда у ребенка развивается инициативность. Если ребенок очень ленив, его действия зачастую сопровождают неудачи, тогда он будет испытывать чувство вины и покорности.
Школьный период 6 – 12 лет (4 кризис)
«работа или чувство неполноценности»
Отрочество: 13 – 20 лет (5 кризис)
«идентификация или спутанность ролей»
Теперь, зная данные особенности детского развития, можно откорректировать свое поведение и не допустить ошибок в воспитании, которые могут иметь неблагоприятный исход для уже сформировавшегося человека.
Советы для общения с ребенком в сознательном возрасте:
- Интересуйтесь как прошел день у ребенка, что нового произошло и какое у него настроение.
- Спрашивайте об успеваемости ребенка не у учителя, а непосредственно у самого ребенка.
- Не нужно делать поспешных выводов, если произошла непонятная ситуация. Поговорите с ребенком и узнайте все наверняка.
- Разговаривайте с ним как со взрослым. Не нужно давить на ребенка своим авторитетом и показывать свое превосходство.
- Умейте правильно проявлять свое недовольство. Не проецируйте на ребенка свои проблемы и плохое настроение. Лучше объясните ему причину своего настроения, чтобы ребенок не винил в этом себя.
Таким образом, быть родителем- дело не из легких. Нужно учитывать множество факторов, уметь подобрать правильные слова. Начинать воспитание ребенка нужно тогда, когда вы действительно к этому готовы и сможете дать своему малышу все самое лучшее.