В современном мире дети растут и развиваются быстрее, чем их родители. Они быстрее воспринимают знания, могут получать информацию разными способами одновременно. Родители радуются тому, что их дети более развиты, чем они в том же возрасте, мечтают о прекрасной карьере для своего чада.
Но у каждой ситуации есть обратная сторона. Современные высокоразвитые дети, оказавшись наедине со взрослой жизнью и ответственностью, очень часто теряются, а некоторые из них не могут найти в себе силы выйти из-под родительской опеки.
Так происходит потому, что в эпоху технического прогресса детям стало жить легче. Им не нужно теперь самостоятельно изобретать себе игрушку из палочки и веревки, не нужно придумывать себе развлечения и игры. Все предоставляют им их родители. Дети вырастают, как правило, эгоистами только потому, что не умеют жить по-другому.
Выходом из сложившейся ситуации может быть только своевременное приучение к самостоятельности и наделение детей их собственными обязанностями.
Начинать следует с того возраста, когда ребенок может разговаривать осмысленными предложениями и выполнять последовательные действия. Необходимо на примере родителей и старших детей показывать, что семья — одно целое и каждый ее член вносит свой посильный вклад в ее благополучие.
Например: старшие убирают со стола после ужина, мама моет посуду, а папа вытирает полотенцем тарелки.
Самым сложным периодом для детей будет тот, когда они начинают учиться в школе. К домашним обязанностям будут прибавляться и школьные. Ребенку будет сложно адаптироваться, а родителям захочется пожалеть его и не нагружать лишний раз. В этом кроется основная ошибка.
Чем взрослее ребенок, тем больше обязанностей в семье и школе он должен выполнять.
Младший школьник должен уметь выполнять такие обязанности
- самостоятельно приготовить себе простой завтрак или разогреть уже готовый без помощи взрослых;
- принимать активное участие в подготовке к семейным торжествам, а именно: сервировать стол, выставлять тарелки, расставлять готовые блюда, нарезать хлеб;
- самостоятельно вымыть разлитую им жидкость или суп на полу, вытереть стол;
- принимать душ, осуществлять гигиенические процедуры, делать простую прическу;
- складывать свои игрушки в шкафы, развешивать одежду, раскладывать другие вещи по местам и следить за порядком в своей комнате;
- следить за своим внешним видом и одеждой, чтобы она всегда была опрятной и чистой, при этом грязную стирать;
- запускать цикл стирки в стиральной машине, дозировать стиральный порошок, кондиционер для белья;
- соблюдать правила пешехода;
- самостоятельно добираться до школы и после школы возвращаться домой;
- планировать свое время.
Приучать чадо к его обязанностям следует постепенно. Таким образом, у ребенка на ранних этапах развития сформируется правильное понимание предстоящей ему взрослой жизни. Он будет готов к самостоятельности, сможет добиваться своих целей.